Санкт-Петербург,
Таврическая ул. 35, офис 27
Санкт-Петербург,
Московский проспект 183/185
 
Запись
Заполните поля, мы позвоним вам и согласуем дату и время бесплатной консультации.
Какой класс?
Консультация бесплатная. Политика конфиденциальности.
19 мая 2019
Выбор будущего
— как это было
Рассказываем о темах, которые поднимали спикеры.


#Университеты #Компании #Мнения #Старшеклассники #Родители
Как нынешним школьникам определиться с профессией?
Предисловие

С 2016 года мы готовим старшеклассников
к поступлению в университет на бюджет.
И знаете, какой самый сложный вопрос стоит перед родителями и старшеклассниками? Нет,
не процесс подготовки к экзаменам или сдачи ЕГЭ, а выбор специальности
и направления. Да, все индивидуально, но зачастую сложно найти даже актуальную и структурированную информацию об университетах и рынке труда.

Мы поставили себе цель: объединить в одном месте учащихся школ,
их родителей, представителей университетов и крупных компаний, чтобы помочь старшеклассникам определиться с выбором будущей профессии и понять, какие для этого нужны знания и компетенции.
Университеты и компании поддержали нашу идею
7 октября 2018 прошел первый образовательный форум «Выбор будущего» - видео, а 10 февраля 2019 на базе Политехнического университета СПб прошел второй форум - видео.
Третий по счёту форум прошёл 19 мая 2019 года на базе Санкт-Петербургского горного университета.

Это один из ведущих научно-образовательных центров России, в котором обучается 16,5 тысяч студентов. В музее горного университета хранится уникальная коллекция, в которой находится более 200 тысяч экспонатов, собранных со всех континентов и более чем из 80 стран мира.
На третье мероприятие зарегистрировалось 1342 человека — это наша общая победа! В будущем ожидается больше форумов, участников и полезной информации! Мы рады каждому положительному отзыву о мероприятии, а также прислушиваемся ко всем просьбам, поэтому для тех, кому не удалось попасть на форум, мы подробно рассказываем о выступлении каждого спикера ниже,
Mail.ru Group
Юрий Дорофеев рассказал о правилах безопасности в Сети
и как найти себя в IT
Нужно помнить: все, что попало в Cеть или даже в смартфон, может остаться там навсегда. Стереть данные из Cети бывает очень сложно. Если вы особенно сильно переживаете за какую-то информацию, лучше ей не делиться вообще. Персональные данные (имя, фамилия, адрес, дата рождения, номера документов) можно вводить только на проверенных сайтах. И только в том случае, если соединение устанавливается по протоколу https. Слева от адреса сайта должен появиться значок в виде зеленого замка — это означает, что соединение защищено
Создавая свой профиль в соцсетях, ограничьте доступ к вашим данным и фото до круга тех людей, которых вы знаете лично и можете им доверять. Можно использовать входы через соцсети или почту, но нужно смотреть, какие права вы даете стороннему сайту. Можно ли пользоваться сервисами, которые сохраняют пароли? Можно, но не всем. Рекомендуем сервис: keepassXC.

Не нужно делать в интернете ничего, чего бы вы не стали бы делать в физическом мире.
Разница между виртуальной и реальной действительностью минимальна.



Юрий Дорофеев
Специалист по разработке в Mail.ru Group
На сегодняшний день в IT может себя найти каждый. Mail.ru Group создаёт все условия для того, чтобы старшеклассники попробовали себя в разных амплуа до поступления в университет. На таких наших порталах, как GeekBrains, ТехноСтрим, Coursera уже сейчас можно пройти многие курсы бесплатно.

Посмотрите на популярные специальности в сфере IT.
IT специалист — цифровой герой
Product-менеджер
Человек, отвечающий за создание новых продуктов,
ассортиментную политику, анализ рынка, ценообразование, продвижение продукта, планирование KPI, формирование требований
к продукту, определение назначения продукта.
Data Scientist
Эксперт по аналитическим данным, который обладает техническими навыками для решения сложных задач, а также любопытством, которое помогает эти задачи ставить.
Backend-разработчик
Специалист, который занимается программно-административной частью веб-приложения, внутренним содержанием системы, серверными технологиями: базой данных, архитектурой, программной логикой.
Продуктовый дизайнер
Дизайнер, полностью отвечающий за то, каким его продукт выйдет на рынок. Он не только разрабатывает визуальное оформление продукта, но и руководит проектной командой.
Frontend-разработчик
Это программист, занимающийся разработкой пользовательского интерфейса, то есть внешней публичной части сайта в браузере.
Специалист по
информационной
безопасности
Это человек, который занимается анализом информационных рисков компании, разрабатывает
и внедряет мероприятия
по их предотвращению.
Специалист по
тестированию
Специалист, который занимается тестированием программного обеспечения (ПО) с целью выявления и исправления ошибок в его работе.
Мобильный разработчик
Специалист, разрабатывающий программные приложения
для различных мобильных устройств: планшетов, смартфонов.
Разработчик носимых устройств
Специалсит, который занимается разработкой носимых устройств
и программного обеспечения для них.
ИТ-евангелист
Специалист, профессионально занимающийся пропагандой в сфере информационных технологий.
Робототехник
Специалист по обслуживанию и разработке роботов, робототехнических комплексов.
Геймдизайнер
Специалист, отвечающий
за разработку правил
и содержания игрового процесса создаваемой игры.
Разработчик игр
Программного обеспечения, специализирующийся на разработке видеоигр — процессе и связанных с ним дисциплинах из области создания видеоигр.
Архитектор ПО
Разработчик, принимающий ключевые проектные решения относительно внутреннего устройства программной системы и её технических интерфейсов.
Системный программист
Разработчик операционных систем, программных комплексов, обеспечивающих слаженную работу компонентов компьютера.
Архитектор баз данных
Занимается выбором технологии для хранения данных, созданием и оптимизацией запросов, составляет план разработки, может выполнять проектирование и оптимизацию БД, следит за безопасностью БД.
Образовательный форум «Выбор Будущего» активно поддерживают ведущие университеты Санкт-Петербурга. Так, Анна Большакова из Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена рассказала участникам о возможности поступления на бюджете через олимпиады.
Поступление в университет через олимпиады
Анна Большакова, РГПУ им. А. И. Герцена
Количество олимпиад для школьников увеличивается с каждым годом. Победа в них может не только принести участникам престижную награду, но и стать бонусом при поступлении в вуз. В каких именно олимпиадах нужно участвовать для получения льгот? Давайте разбираться.

Какие бывают олимпиады?

Все олимпиады можно разделить на категории:

  • Инициативные. Это самый низкий уровень. Проводят их школы, различные организации или отдельные педагоги. Цель их проведения – выявить творческие способности учеников. Победители получают призы от организаторов.
  • Вузовские. Организаторами выступают различные вузы. Победители могут получить льготы и бонусы при поступлении, если олимпиада вошла в список, утвержденный Минобром. Чаще всего вузовские олимпиады состоят из двух этапов: отборочного и заключительного. Отборочный тур проводится дистанционно, заключительный – очно. На некоторых олимпиадах бывает по два отборочных тура
  • Всероссийские. Их проводит Минобр. Олимпиады состоят из четырех этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного. Победители могут поступать в большинство государственных вузов без вступительных испытаний.
  • Международные. В олимпиаде принимают участие школьники, которые прошли национальный отбор. Они объединяются в команды по 4–6 человек, чтобы представлять свою страну в заключительных соревнованиях. Победители самых престижных олимпиад могут рассчитывать на льготы при поступлении.
Какие олимпиады дают льготы при поступлении?

Ежегодно Российский совет олимпиад школьников (РСОШ) составляет перечень олимпиад, призеры и победители которых могут рассчитывать на льготы и бонусы при поступлении в вузы. Утверждает этот перечень Министерство образования и науки России.

Все олимпиады в списке делят на уровни:

  • I – самые масштабные и престижные олимпиады. В них принимают участие не менее 3 000 школьников из 20 и более регионов. Победители и призеры олимпиад этого уровня имеют право на зачисление без вступительных испытаний.
  • II – в олимпиадах принимают участие не менее 1 500 школьников из 10 и более регионов. Победители и призеры получают 100 баллов ЕГЭ по профилю олимпиады.
  • III – самый простой уровень. В таких олимпиадах должно участвовать не менее 300 школьников из 3 и более регионов. Для этого уровня вузы сами устанавливают льготы. Обязательное условие – получить не менее 75 баллов ЕГЭ по профилю олимпиады.

Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады имеют право на зачисление без вступительных экзаменов. Воспользоваться этой льготой можно при поступлении на направление, связанное с профилем олимпиады. Победители и призеры предыдущих этапов могут рассчитывать на дополнительные баллы к результатам ЕГЭ.

Кроме того, вузы могут самостоятельно составлять списки олимпиад, по которым они предоставляют льготы. Больше всего вузы ценят близкие к их профилю олимпиады.

Кроме зачисления без экзаменов, предоставления 100 баллов по ЕГЭ, вузы могут начислять дополнительные баллы за олимпиаду. Информация о льготах публикуется на сайте учреждения. Срок действия результатов олимпиады – 4 года. Вузы имеют право самостоятельно решать, за какой класс принимать результаты.

Анна Большакова
Ведущий специалист по связям с общественностью Центра по работе с талантливой молодежью и абитуриентами РГПУ им. А. И. Герцена
Как готовиться к олимпиадам? Вот основные рекомендации по подготовке к олимпиадам:

  • Выбирайте олимпиады по тем предметам, к которым у вас есть больше всего способностей.
  • Посещайте дополнительные занятия и факультативы по выбранному направлению.
  • Соберите все необходимые учебные материалы. Полезные материалы по разным предметам можно найти здесь.
  • Изучите и попробуйте решить задания прошлых лет, их можно найти на сайтах организаторов олимпиад.
Проектная деятельность – драйвер будущего
Анна Глазова, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова
Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представленное в виде проекта.

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.

А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизацию, целеполагание, планирование деятельности, рефлексию и самоанализ, презентацию и самопрезентацию, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательскую и творческую деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный, игровой, научный и творческий кампоненты. Основное отличие такой деятельности для начальной школы - это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.
Виды проектов
Исследовательские проекты
Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты
Они имеют форму ролевой игры, в которой ученики предлагают решение изучаемых проблем.
Информационные проекты
Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты
Имеют огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.
Анна Глазова
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова
Современная система образования, как верно многие подмечают, направлена
не на практическое применение знаний в жизни, а на успешную сдачу экзаменов. Старшеклассники и учителя в школах должны участвовать в конкурсах, конференциях
и заниматься проектной деятельностью.

Стоит начать с:
  • выбора руководителя в школе/доп. образовании или вузе.
  • посещений дней открытых дверей, чтобы узнать о предоставляемых возможностях: решении кейсов, профориентационных практиках, молодежных школах.
  • участие в конференциях, проводимых вузом для школьников.
Пример: Наука настоящего и будущего В ЛЭТИ, 7-11 класс. Возможность получить от 3 (финалисты) до 10 (1 место) баллов к сумме ЕГЭ (правила приема в 2019 году).
  • проектной деятельности. Это возможность попасть на целевой прием от интересующего предприятия.

    Во время форума у родителей была возможность записать своих детей на консультацию-профориентацию в центр THiNK.
    Консультация включает 4 блока:
    - тестирование по нескольким предметам;
    - личную беседу с преподавателями;
    - профориентационное тестирование;
    - консультацию специалиста-профориентолога.

    Записаться можно и сейчас по телефону: +7(812)244-71-26
    Что есть в начале: предмет или специальность? Как подойти к выбору направления для обучения
    в университете
    Анастасия Рюшенкова, Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого (Политех)
    В связи с развитием технологий, автоматизации и искусственного интеллекта появляется множество новых специальностей и исчезают старые. Легче всего автоматизируются исполнительские алгоритмические виды деятельности, которые можно разбить на несколько однотипных операций.

    Сложно предсказать, как будет выглядеть мир профессий даже в 2040 году, так как изменения происходят с огромной скоростью. В атласе профессий будущего, составленном фондом «Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив, приводится множество идей о будущих профессиях, которые звучат сегодня весьма экзотически:

    • биоэтик,
    • проектировщик домашних роботов,
    • кибертехник умных сред,
    • архитектор виртуальности,
    • продюсер смыслового поля и т.д.
    По их данным, уже к 2030 году появится 186 новых профессий и полностью исчезнут 57 из них. Возникнет много незнакомых сфер деятельности.

    Не стоит бояться этого процесса — нужно о нем знать и уметь быстро адаптироваться к изменениям. Чтобы подготовиться к будущему, нам нужно перестать думать о профессии и карьере как константе, когда ты выбираешь одну профессию: юрист, врач, актриса, затем получаешь образование, а потом работаешь в одном направлении до самой пенсии. Вместо этого нам нужно мыслить о навыках и знаниях, которые мы будем приобретать всю жизнь и которые будем применять для решения различных задач и проблем общества, и это могут быть знания из самых разных областей.

    Мы совершим переход от привычного нам профессионального резюме, включающего перечисление наших дипломов и постоянных мест работы, к личному портфолио больших и маленьких проектов, в которых мы принимали участие, примененяя свои различные компетенции. Нам нужно будет перестать думать о выборе профессии и карьерного пути на всю жизнь, а думать скорее о профессиональных проблемах и задачах, которые нам интересно было бы решать в этот момент времени, и компетенциях, которые необходимы сейчас для этой роли.

    Soft skills сегодня - важная часть образования.
    Hard skills - для профессии, Soft skills
    - для успеха


    Самые передовые образовательные учреждения Финляндии, Сингапура, Великобритании и других стран включают развитие гибких навыков и их внедрение в основную школьную программу. В их практике много успешных примеров развития у детей ритического мышления, умения решать нестандартные задачи, навыка групповой работы, адаптивности и дизайн-мышления, получения опыта предпринимательства и проектной деятельности. Наша задача сегодня — подготовить новое поколение к стремительным изменениям в обществе и решению глобальных задач, стоящих перед человечеством.


    Открытый Политех предоставляет онлайн-курсы, разработанные на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, для всех желающих. Наши курсы можно найти на таких образовательных онлайн-платформах как Coursera, Национальная платформа «Открытое образование», Лекториум. Формат онлайн-обучения позволяет значительно расширить спектр предметов, доступных для изучения, и увеличить количество обучающихся. Содержание курсов становится более ёмким и структурированным, а процесс обучения – более комфортным.

    Анастасия Рюшенкова
    Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого (Политех)
    Жизнь показывает, что большинство абитуриентов выбирают вуз, как правило, случайно: за компанию с другом, по совету родителей или родственников. В результате больше половины выпускников вузов не работают по избранной специальности.

    Все, перед кем стоит проблема поступления в то или иное учебное заведение, ориентируются на определенную информацию. На что следует обращать внимание при выборе учебного заведения, чем руководствоваться, какая информация будет для вас важной:
    - посетите Дни открытых дверей университета. В это время университет информационно максимально открыт, проводятся встречи с руководством института и факультетов, открыты все аудитории.
    - ознакомьтесь с сайтом института в Интернете. Там размещается много полезной информации. Это и программы обучения, и расписание, и указаны преподаватели - их фамилии, опыт работы, стаж. На институтских сайтах подробно указаны все правила приема в данное учебное заведение: какие документы надо подавать, в какие сроки, какие сдаются вступительные экзамены, как проходит процесс зачисления.
    - побеседуйте с кем-нибудь из студентов, которые уже учатся в данном вузе. Лучше всего со студентами 3-4 курсов, которые уже достаточно проучились в данном институте, чтобы дать исчерпывающую характеристику.

    Самое главное, ориентируйтесь не на громкое имя вуза, а на то, какое обучение он предоставляет, на то, насколько данная специальность, которую вы получите - интересна вам и востребована в обществе.
    Профессии будущего и рынок труда сегодня
    Екатерина Скляренко, Руководитель отдела маркетинга по Северо-Западу HeadHunter
    На вопрос о главных причинах выбора университета молодые специалисты отвечают так:
    • Наличие необходимой специальности;
    • Известность/престижность учебного заведения;
    • Рейтинг учебного заведения;
    • Месторасположение учебного заведения;
    • Советы родителей;
    • Мечта учиться в определенном учебном заведении;
    При этом только 52% выпускников университетов планируют работать по специальности, 33% работают по специальности и 36% работают по специальности, не связанной с полученным образованием.

    Мы, в компании HeadHunter, проводим опросы среди пользователей платформы. Например, 65% опрошенных считают, что высшее образование точно или скорее нужно для построения успешной карьеры, 54% выпускников школ и ссузов жалеют, что не получили высшее образование. В среднем на 3,3 балла из 5 студенты университетов оценивают качество знаний в их учебном заведении.



    Топ-10 профобластей, в которых чаще работают по специальности:
    • Юристы
    • Медицина, фармацевтика
    • Добыча сырья
    • Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия
    • Строительство, недвижимость
    • Наука, образование
    • Производство
    • Банки, инвестиции, лизинг
    • Информационные технологии, интернет, телеком
    24% опрошенных студентов недовольны выбором направления образования, 49% считают, что их ожидания не оправдались, но вполне довольны получаемым образованием.

    Многие сходятся во мнении, что подходить к выбору направления и профессии стоит начинать со старшей школы, путей посещения профориентационных курсов, дней открытых дверей и подобных мероприятий.





    Профессии будущего
    Стремительными темпами растет популярность профессий связанных с digital, цифровыми коммуникациями и программированием.
    Профессии (по версии Атласа появятся до 2020 года или уже появились):
    1. Куратор информационной безопасности
    2. Разработчик моделей Big Data
    3. Молекулярный диетолог
    4. Проектировщик инфраструктуры «Умного дома»
    5. Менеджер непрерывности бизнеса
    6. Тренер творческих состояний
    7. Ментор стартапов
    8. Бренд-менеджер пространств
    9. Инфостилист
    10. Биофармаколог
    11. ГМО-агроном
    12. Инженер роботизированных систем
    13. Проектировщик нанотехнологических и «умных» материалов
    14. Разработчик IT-интерфейсов в легкой промышленности
    Наиболее распространенные надпрофессиональные навыки:
    1. Системное мышление
    2. Экологическое мышление
    3. Программирование/робототехника/искусственный интеллект
    4. Работа в условиях неопределенности
    5. Межотраслевая коммуникация
    6. Мультиязычность и мультикультурность
    7. Клиентоориентированность и работа с людьми
    8. Управление проектами


    Екатерина Скляренко
    Руководитель отдела маркетинга по Северо-Западу HeadHunter
    Овладение надпрофессиональными навыками позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Среди надпрофессиональных навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего:
    • Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
    • Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
    • Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
    • Умение управлять проектами и процессами.
    • Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).
    • Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
    • Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
    • Программирование ИТ‑решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
    • Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).
    • Бережливое производство, управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.
    • Экологическое мышление.
    Во время форума дети посетили знаменитый Горный музей.
    Образовательный центр «Поколение THiNK» выражает благодарность всем спикерам
    и участникам образовательного форума «Выбор Будущего». Вместе мы помогает будущему поколению становиться лучше уже сейчас!

    О центре «Поколение THiNK»
    Контакты

    г. Санкт-Петербург, ул. Таврическая, дом. 35
    Вход в центр с улицы Тверская

    г. Санкт-Петербург,
    Московский проспект 183/185

    +7(812)244-71-26
    © 2019 Поколение думающих
    Центр