center-think

Как учиться, чтобы не проиграть искусственному интеллекту?

Soft skills: зачем этими навыками нужно владеть, где им учат и почему без них невозможно устроиться на классную работу.

Почему разговор об этих «мягких» навыках сейчас настолько популярен?


Всё просто. Мы находимся на той стадии развития экономики, когда очевидно, что очень многие базовые операции больше не нуждаются в человеке. Искусственный интеллект все умеет сам: эффективно и быстро находить информацию, анализировать ее, прогнозировать и быстро считать. Чтобы человеку не пришлось конкурировать за рабочее место с машиной, нужно брать выше — нужно быть человеческим интеллектом.
«Поэтому от человека сейчас требуется гораздо больше: решение нестандартных задач, предложение каких-то новых идей. Это как раз soft skills — то, что машина не может сделать», — Алина Митюхина, методист soft skills-занятий компании Think24 и языковых программ, IT-рекрутер и соавтор этой статьи.

Алина Митюхина, методист по soft skills
Алина Митюхина, методист по soft skills


Soft skills — что это?


«Гибким» навыкам противопоставляют «жесткие». Hard skills — это специфические знания и умения, которые ограничиваются конкретной профессиональной областью.
Soft skills — это надпредметные навыки, которые требуются для эффективного взаимодействия человека с человеком. Именно они помогают хорошо понимать себя и других, привносить в командную работу свое видение.

соотношение hard skills и soft skills
соотношение hard skills и soft skills

Вот ТОП-10 мягких навыков из отчета WEF The Future of Jobs Report за октябрь 2020 г.
  • Навыки убеждения и переговоров
  • Эмоциональный интеллект
  • Стрессоустойчивость
  • Мониторинг и использование новых технологий
  • Критическое мышление
  • Креативность и инициатива
  • Лидерство и социальный интеллект
  • Комплексное решение проблем
  • Стратегии эффективного обучения
  • Аналитическое мышление и инновации
Результаты исследования, проведенного среди генеральных директоров компаний из списка «Fortune 500», показали, что долговременный и стабильный успех в работе на 75% определяется надпрофессиональными компетенциями (soft skills) и только на 25% — специализированными (hard skills).


Как обстоят дела с soft skills в российских школах?


В Великобритании у детей с первого класса есть так называемые «занятия осознанности».
В Германии выпускник гимназии в некоторых случаях не может получить высший балл за проект, выполненный в одиночку. Работать в команде — это часть задания.
В России такие уроки пока не прописаны в программах. Наша образовательная система обучает в основном «жестким» навыкам.
На сегодняшний день у нас есть только отдельные школы, где понимают, что за счет скиллов дети смогут построить правильный для них карьерный путь. Поэтому там уделяют внимание этой теме: запускают тренинги, проводят профориентационные факультативы для старшеклассников.
Но большинство наших педагогов, несмотря на актуальность темы, в принципе не знают, что такое soft skills. Такой методики нет в педагогических вузах, и, как следствие, нет ее и в школах.
«Система начинает прихрамывать. Потому что современные студенты приходят и задаются вопросом: а зачем мне помнить наизусть формулу соляной кислоты, если придумали столько разных гаджетов и google? И, давайте будем честны, никуда эти гаджеты не денутся.
Становится совершенно очевидно, что учиться надо навыкам — в первую очередь".
Ни один учитель не может предсказать, как измениться мир через 10 лет, но важно в сотворчестве с ребенком помочь ему научиться быть гибким, ориентироваться в меняющихся условиях, самостоятельно принимать решения и ориентироваться в новой системе координат".
Дима Зицер — педагог, основатель Института Неформального образования и iколы неформального образования «Апельсин» в интервью с Алексеем Пивоваровым.
Однако движение к изменениям есть. В 2019 году на инвестиционном форуме президент РАН А. М. Сергеев выступил с инициативой создания рабочей группы по оценке «навыков XXI века». Будет ли это экзамен по типу ЕГЭ или что-то иное, пока не ясно.
Как бы то ни было, стройной государственной системы для развития «мягких» навыков у детей в нашей стране пока нет. Осознанные родители самостоятельно ищут инструменты: книги, кружки, тренинги, лагеря и курсы дополнительного образования.


Как помочь ребенку развить эти навыки? Советы родителям.


Первым делом нужно определить, какой именно навык можно отнести к зоне роста. Что-то будет лежать на поверхности. Например, ребенку сложно выступать перед классом, и публичные презентации явно требуют прокачки.
С другим поможет определиться профориентация. Современные тесты комплексно изучают личность ребенка, и в отчетах видно, что, к примеру, эмоциональный интеллект требует более пристального внимания.
Единого рецепта для всех нет. Все дети очень индивидуальны, все по-разному воспринимают информацию. Чтобы все работало, поговорите с ребенком, придумайте вместе, как именно можно развить тот или иной навык. Для кого-то отличный способ учиться — это книги. Другие предпочитают подкасты или личные беседы.
Теоретический навык в любом случае всегда необходимо закреплять практикой. Но проследите, чтобы атмосфера была максимально бережной и комфортной. Напряжение, критика и осуждение — это главные враги любого развития.
Стоит всегда помнить, что ребенок учиться общаться и взаимодействовать, в первую очередь, в семье. Если у подростка дома есть пространство для принятия решений, возможность выбора и право голоса, то ему легче будет смело и результативно проявлять себя за пределами семьи.

Топ-3 книги о soft skills, которые можно порекомендовать подростку:
  1. Маргарет Рук «Ты можешь изменить мир»
  2. Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта: для школьников и студентов»
  3. Доктор Томас МакДонах «Спокойно, ты справишься»
Случается и такая ситуация: в семье все здорово, но в школе ребенок не чувствует себя на своем месте и испытывает социальные затруднения. Это может происходить по ряду причин: пристрастное отношение педагогов, атмосфера в классе, сложившиеся «правила» общения в детском коллективе и многое другое.
Если проблему решить невозможно, то родитель скорее всего задумается о смене школы.
Но социальная среда ребенка не ограничивается школой и подъездом.
Лагеря, кружки, курсы дополнительного образования — это возможность для подростка найти единомышленников, занять принципиально другую роль в новом коллективе. И именно здесь пышным цветом начинают раскрываться и работать надпредметные навыки.
В Think24 уделяют большое внимание детскому коллективу и развитию коммуникативных навыков. Мы формируем мини-группы по уровню, создаем среду для общения и включаем soft skills-уроки в курсы.


Как организованы занятия по soft skills в Think24


Рассказывает методист курса Алина Митюхина:
«Мы работаем с мягкими навыками в рамках курса «Академия Профессий». Наш курс состоит из 8 занятий. Всё начинается с самопрезентации. Важно помочь ребенку раскрыться, чтобы он мог уверенно рассказывать о себе, составить правильное впечатление. Ведь мнение о человеке мы составляем в первые 10 секунд.
Затем мы уделяем внимание невербальной коммуникации. Рассказываем о том, как презентовать себя посредством жестов и понять по мимике и позе настрой собеседника.
Благодаря занятиям по эмоциональному интеллекту к концу курса дети уже умеют понимать свое настроение. Это помогает ребенку персонализировать эмоцию, которую он сейчас испытывает, понять, например, как он может экологично выйти из состояния «я злюсь».
Еще одно важное и, наверное, мое самое любимое занятие — это креативность. Особенность наших занятий в том, что мы применяем все техники и методики относительно учебных ситуаций, которые происходят с ребенком в школе. Например, при написании сочинения может возникнуть ситуация ступора, боязнь «чистого листа», мы прорабатываем несколько вариантов, как школьник может справиться с этим на практике.
Есть уроки тайм-менеджмента. Школьнику важно научиться грамотно расставлять приоритеты. Распределить время, чтобы качественно, быстро, продуктивно подготовиться и чтобы остался еще тот самый ресурс для хобби и занятий.
Центр говорит